? ЧИСТОВСКАЯ средняя школа » Архив блога » Судьба солдатская в строках письма

Судьба солдатская в строках письма

В категориимузей боевой и трудовой славы
Автор admin

«Трудные дети». Все чаще в настоящее время приходится слышать это выражение. Почему мы называем детей трудными, особенно в подростковом возрасте? Да потому, что ведут они себя необычно для большинства окружающих, а то и общества в целом. Следовательно, и воспитательную работу с такими детьми нужно строить особенным образом. Методическая разработка «Судьба солдатская в строках письма» призвана воздействовать именно на таких подростков.
Какое же поведение детей можно считать отклоняющимся от нормы?

Отклоняющееся поведение наблюдается в процессе десоциализации. Оно является разновидностью социальной запущенности. Существуют различные толкования отклоняющегося поведения. Нередко под отклонениями от нормы считается: неадаптивное, безответственное, импульсивное поведение, не учитывающее последствий своих поступков, пассивно следующее обстоятельствам или направленное на поиск более легких путей для достижения своих целей, использование других людей в качестве средства для реализации своих эгоцентрических намерений. С.Беличева («Основы превентивной психологии». – М., 1994. – с.53) под отклоняющимся поведением понимает такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.
К отклонениям корыстной направленности автор относит правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду (хищение, кражу и т.п.). Причем среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться и в виде преступных уголовно-наказуемых действий, и в виде правопоступков и аморального поведения.
Отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, тяжкие преступления).
Отклонения социально-пассивного типа проявляются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических веществ, суицид).
Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям.
Мне как классному руководителю и руководителю школьного музея «Боевой и Трудовой славы» приходится работать с различными типами «трудных подростков»
Приведу характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на одну из их классификаций.
В основу классификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.
С точки зрения данного подхода, первую группу составляют учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов, как в отрицательном, так и в положительном отношении.
Ко второй группе отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.
К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственным; они не признают морали и не считаются с ее нормами.
Важно не только констатировать наличие отклонений от нормы поведения у подростков, но и знать причины, мотивы таковых отклонений, чтобы намечать способы их преодоления.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого является семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Социальное пространство девиантных детей оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приведу несколько причин таких отклонений:
— отклонения от нормы в состоянии здоровья (несоответствие физическому развитию, отставание в росте);
— нарушения в сфере межличностных отношений (непопулярен, не принят, конфликтен, отчужден, исключаемый из семьи);
— ошибки педагогов (превышение педагогической власти, наказания как унижение личности ученика, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);
— ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «загубленное детство», «одинокое детство»), отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, отстранение подростка от физического домашнего труда, конфликты в семье и др.;
— психотравматирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.п.).
Кроме того, у девиантных подростков чаще всего проявляются такие черты личности, как грубость, лень, замкнутость, склонность к нарушениям дисциплины и правонарушениям. Раскрою в таблице причины появления у личности таких черт и способы воспитательных воздействий по их преодолению:

Ведущие недостатки личности
Преобладающие причины соответствующего поведения и способы их преодоления
Грубость 1). Аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога.
2). Самоуверенность, заносчивость: необходим постоянный анализ поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться.
3). В свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей.

Лень 1). Безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов.
2). Полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность.
3). Переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки.

Замкнутость, стремление находиться вне коллектива 1). Самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчание завышенной самооценки.
2). Кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин.
3). Какие-то недостатки, особенности внешности: тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания.

Склонность к правонарушениям 1). Инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях.
2). Исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включать в положительную деятельность, способствующую исправлению.
3). Действующий в одиночку: включать в коллективную захватывающую деятельность.

В методической разработке «Судьба солдатская в строках письма» я пытаюсь реализовать следующие направления:
— перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
— воспитание нравственно-правовой убежденности;

— развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
— включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
— организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые)
— обеспечение благоприятного социально-психологического климата.
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Применяю методику контактного взаимодействия, разработанную Л.Б.Филоновой, по которой взаимодействие с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1.Расположение к общению.
2.Поиск общего интереса.
3.Выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4.Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5.Стремление к положительным установкам в поведении партнеров.
6.Установление оптимальных отношений.
Как показывает опыт и практика трудные подростки, дети «группы риска», особенно мальчики, наиболее активно откликаются на формы работы, связанные с нравственно-патриотическим воспитанием. «Голыми словами» их не заинтересуешь и не привлечешь, а вот если это осуществляется средствами школьного музея «Боевой и Трудовой славы», где все можно увидеть и оценить на примерах из жизни – это другое дело. Придя в музей, такие подростки словно проживают чужую жизнь внутри себя, и ненавязчиво педагог их подводит к мысли: «А смог бы я так?».
В школьном музее «Боевой и Трудовой славы» МОУ «Чистовская сош», руководителем которого я являюсь, собраны богатейшие материалы о боевом и трудовом подвиге односельчан, начиная со времен Гражданской войны и заканчивая вооруженными конфликтами двадцатого века. Музей предоставляет детям и подросткам возможность «вживую» пообщаться с людьми необычной судьбы, далеко не легкой и не простой, и сверить свою жизнь с положительными образцами социального поведения в обществе. Участвуя в мероприятиях проводимых на базе школьного музея, подросток становится соучастником разворачивающего действия, он приобретает уверенность, что можно не пассивно проживать свою жизнь, выражая в разных формах неадекватного поведения несогласие с ней, а сделать ее самому. К тому же, беседы, встречи дают хорошую почву для формирования устойчивых убеждений в позитивном жизненном опыте, а не наоборот.
Выше указанные принципы взаимодействия школьного музея и подростков легли в основу этой методической разработки.

Музей «Боевой и Трудовой славы» МОУ «Чистовская сош»
Оконешниковского района, Омской области

Методическая разработка

«Судьба солдатская в строках письма»
(встреча с односельчанами необычной судьбы)

Цель мероприятия: формирование нравственно-патриотических взглядов на жизнь и устойчивых гражданских убеждений у трудных подростков.
Задачи воспитательного мероприятия:
1). Способствовать социализации личности трудного подростка путем демонстрации положительного жизненного опыта.
2). Включать конкретных трудных подростков в положительную деятельность, способствующую исправлению, при сборе материала и его представлении более широкому кругу зрителей на базе школьного музея «Боевой и Трудовой славы».
3). Влиять на эмоциональную сферу личности девиантных подростков, пробуждая в них чувства сострадания, уважения, преклонения перед высокими поступками.
4). Демонстрировать возможность каждой личности устроить достойную судьбу в условиях современного общества.
5). Вселять надежду в души трудных подростков в то, что окружающие люди готовы всегда прийти на помощь.
6). Содействовать концентрации усилий по воспитанию трудных подростков различных институтов нашего общества.
7). Воспитывать нравственно-патриотические качества личности на реальных примерах из жизни близких людей, односельчан.
8). Познакомить трудных ребят с героическими страницами истории Отечества двадцатого века на примерах жизни земляков.
Метод контактного взаимодействия
Форма проведения дела: тематическая встреча с интересными людьми.
Воспитательное воздействие осуществляется при помощи институционального механизма, функционирующего в процессе взаимодействия с институтами общества и государства, которое способствует накоплению ребенком знаний и опыта социально одобряемого поведения, средствами и на базе школьного музея «Боевой и Трудовой славы» МОУ «Чистовская сош», Оконешниковского района, Омской области, являющегося базовым в районе по нравственно-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Прогнозируемые результаты:
— возможно, трудные подростки переоценят свои собственные способности;
— перестанут противопоставлять себя коллективу;
— задумаются о возможностях настоящей дружбы;
— обретут уверенность в себе;
— пересмотрят свою модель поведения;
— обратят внимание на целесообразную организацию досуга;
— получат навыки культурного общения.
Финансирование осуществляет Чистовское отделение Агрохолдинга «Восток»
Объектом воспитательного воздействия являются девиантные подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Оформление помещения: на сцене – шалаш из еловых веток, носилки, экран, мультимедийная установка, в зрительном зале столики для гостей, на которых расположены вазы с живыми цветами (гвоздики), установлены микрофоны.
Оборудование: автомат, шинель, листочки с цитатами о патриотизме, бинт медицинский, огрызок карандаша, клочок бумаги, диск с музыкой Сергея Рахманинова
Приглашенные: ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла, отец воина – афганца, воин-афганец, брат солдата, погибшего в Чечне, специалист по работе с молодежью, специалист администрации сельского поселения по работе с военнообязанными и призывной молодежью, заведующая ДК.
Содержание воспитательного мероприятия.
Мотивация к общению.
Руководитель школьного музея задает провокационный вопрос, заставляя ребят оживиться, насторожиться:
-Ребята, вы пишите письма? (Предполагаемые ответы, в большинстве своем, отрицательные)
Руководитель школьного музея:
Да, может быть сейчас это не модно, есть другие, более популярные, современные средства для общения. Но вот еще один вопрос:
-А как хранить мечты? (Предполагаемые ответы: «вести дневник», «держать в голове»)
-У вас есть мечты? ( Большинство ответят «да»)
— А, вообще, мечты сбываются? (Ответы разнородные).
Введение в проблематику мероприятия.
Руководитель школьного музея:
— Мечта – это тайна человека. О ней можно сказать только самым близким людям, а можно и хранить ее в глубине души…
— А еще о мечте можно написать в письме. И тогда такое письмо станет бесценным. Бесценные письма хранятся в нашем музее, письма от парней нашего села, которым довелось отдавать свой долг перед Родиной, участвуя в Великой Отечественной войне, в вооруженных конфликтах двадцатого века.
Постановка целей и задач мероприятия.
Руководитель школьного музея: сегодня мы поговорим с людьми нашего села о том, как они устроили свою жизнь, кто им в этом помог или помешал и что делать нам, современным людям, чтобы устроить свою жизнь полезной для себя и для общества.
Ход мероприятия.
Включается музыка С.Рахманинова. На сцену к микрофону выходит девочка. На фоне музыки читает стихотворение:
Так писем не ждут.
Так ждут письма.
Тряпичный лоскут,
Вокруг тесьма
Из клея. Внутри словцо.
И счастье. – И это – все.
Так счастья не ждут,
Так ждут – конца:
Солдатский салют
И в грудь свинца
Три дольки. В глазах красно.
И только. – И это все.
Чтеца на сцене сменяют два ведущих.
Ведущий1.
— Во все времена мечтают люди. Мечтают дети и взрослые, старые и молодые. Воспользуемся возможностью проникнуть в мечты тех, с кем связано героическое историческое прошлое наших односельчан.
Включается презентация.
Слайд 1.
Ведущий 2.
— Обратим внимание на первый слайд нашей презентации. Вот с этой фотографии смотрит на нас молодой человек с ясными открытыми глазами, веселым выражением лица, тонкими целеустремленными губами. Это Шак Иван Игнатьевич.
(К шалашу, размещенному на сцене, подходит солдат в шинели, ставит автомат, достает огрызок карандаша и клочок бумаги и начинает писать).
Ведущий 1.
— Родом он из большой сельской семьи. Рано приобщился к тяжелому крестьянскому труду.
«Вручную с отцом косили сено на трех коров, ведь кружка молока, да краюха хлеба была, порой, основной едой. Днем наработаешься, а вечером в школу бежать нужно. Учеба уж сильно нравилась. Дома собрали немного денег на первый случай и отправили в город учиться в техникуме. Думал, окончу техникум, устроюсь на завод, буду родным помогать. Мечтал об одном, а повернулось все по другому. Война застала на последнем курсе техникума. Все мечты о спокойной жизни ушли на второй план. В феврале 1942 года призван в армию и направлен в Омское пехотное училище, там — на Сталинградский фронт первым номером станкового пулемета. Попал прямо в пекло боев в районе поселка Котельниковский»
Слайд 2
-Здесь-то и настигла пуля. Был ранен, попал в госпиталь
Слайд 3
Ведущий 2.
На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены,
А в ней истлевшая бумага,
Письмо, пришедшее с войны
Должно быть, кто-то перед боем
Смочил графитный карандаш
И с перемазанной губою писал, как думал, не спеша.
Вручал словцо бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю.
…И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит «Люблю»
Одно осталось…Но упрямо
Горит сквозь все, что в жизни есть!
…Что он любил? Отчизну? Маму?
Иль ту, которую…?
Бог весть.
Слайд 3
(На носилках лежит перебинтованный солдат).
Ведущий 1.
-Из госпиталя домой пришла треуголка:
«Здравствуйте, многоуважаемые родные. Шлю вам свой сердечный привет. Что вы? Живы? Маруся, пиши, как твое здоровье. Да, напиши скорей, пока я здесь, в госпитале, а то будет опять новый адрес. Здоровье мое восстанавливается. Буду помогать фронту громить врага. Может, повернем его и скорей увидимся и перейдем к мирному труду. Я очень соскучился. Вижу тебя во сне, что сразу и просыпаюсь…
Так уж суждено, что человек ничего не знает наперед, судьба сама всем распоряжается.
Руководитель музея предоставляет слово ветерану Великой Отечественной войны Ханенко П.К.
Петр Кузьмич рассказывает о тяготах войны, о своей фронтовой судьбе.
Муз заставка. С. Рахманинов.
Руководитель музея представляет труженика тыла Чуприна И.И. и предоставляет ему слово.
Иван Иванович рассказывает, как жили в тылу во время войны, как товарищ отца прислал простреленный портмоне с фронтовой фотографией, и он хранит эту реликвию всю жизнь. С женой вырастили порядочных детей. Да, не о такой жизни он мечтал, но в любые времена нужно жить достойно, чтобы душа была спокойна.
Ведущий 2.
— Странно! Отчего это небо синее?
Странно!
Почему солнце вниз не валится?
Улицы бегут яркие красивые,-
Жизнь продолжается!..
Жизнь!
Ведущий 1.
— Повезло людям, войны не знавшим. Но и в мирное время нужно охранять рубежи родной земли. Парни идут в армию, отдают долг своей Родине. Собираясь на срочную службу, многое представляют иначе.
Слайд4.
Исполнение песни под гитару о срочной службе
Слова и музыка Евгения Феклистова «Юность в сапогах».
— Здравствуй, небо в облаках,
Здравствуй, юность в сапогах,
Пропади, моя тоска-
Вот он, я, привет войска!
Эх, рельсы, поезда,
Как я попал сюда?
Здесь не то, что на гражданке,
На какой-нибудь гражданке
Жизнь с наружи и с изнанки
Сам попробуй, изучи
Для печали нет причин.
Непросто быть собой, когда шагает строй,
Только сердце птицей бьется,
И ликует, и смеется,
И ему не удается
Под конвоем петь в груди,
Знать бы, что там впереди?
Где-то течет река,
Где-то дом, где все ждут нас назад-
Это не грусть слегка,
Просто ветер щекочет глаза.
Шаг вперед и два назад,
Кто бы знал, чему я рад,
Просто сбросил я печаль,
Словно, голову с плеча.
На стыках рельсов путь
Виски вбивает пульс.
Ты поймешь, как будет нужно,
Где предательство, где дружба,
Где карьера, а где дружба,
И как сердце безоружно,
Как обманчива наружность,
Сколько звезд и сколько лычек,
Сколько лиц, личин, обличий,
И как мало в нас различий.
Ведущий 2.
— Но, оторвавшись от дома, они уже себе не принадлежат, а принадлежат своей стране, Родине.
Ведущий1.
— Нашу школу окончили два молодых, красивых парня: Блохин Сергей и Козлов Юрий. Жили на одной улице, были друзьями… В Афганистан тоже попали вместе
Слайд 5.
Ведущий 2.
— 25 декабря в 15 часов в солнечный зимний день начался ввод войск в Афганистан. Первые погибшие появились уже через 2 часа… Так началось то, что хочется забыть, но надо помнить!
Ведущий 1.
— В большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составила молодежь. Не имея жизненного опыта, они оказались в чужой стране, в непривычной среде. Их отношение к действительности было чрезвычайно эмоциональным.
Слайд 6.
(Солдат выходит из палатки, присаживается на корточки и начинает писать на тетрадном листе авторучкой).
Ведущий 2.
— Блохин Сергей Петрович вспоминает:
« Если б я знал, что когда-нибудь попаду в такую красоту, наверное, стал бы художником, чтобы зарисовать эти картины природы: горы, голубое безоблачное небо, как будто, прямо лежащее на макушках гор…
Служить, конечно, тяжеловато, но солдат должен выносить все тяготы и лишения военной службы. Сейчас без знаний никак нельзя.
Нужно заниматься спортом, изучать технику.
Афганские дети хотят учиться, но здесь их заставляют работать. В Афганистан приезжают наши учителя, но афганские душманы их запугивают, убивают, ведь держать народ в темноте и невежестве им выгодно. Для защиты порядка здесь, в Афганистане находятся наши войска»
Ведущий 1.
— Многое для солдат значит дружба. Сергей и Юрий и по сей день друзья.
Их встреча могла оказаться последней. Колонну танков, в которой находился Юрий, обстреляли душманы.
Разыгрывается стихотворение по ролям.
Автор:
-Попал под пули
У жаркой переправы
И, раненый в живот,
Упал солдат на травы.
Раненый солдат:
-Воды глоток, воды!
Автор:
Сестра над ним склонилась
И солнце с высоты осколком засветилось.
И чувствовал солдат
Другой зари не будет
И солнца первый луч
Его уж не разбудит
А он не рвал цветы
И не был в дальних странах
Вовек не целовал
Девичьих губ румяных
Раненый солдат:
-Сестричка не бинтуй,
Пришел конец мне, видно,
Ты лучше поцелуй, чтоб не было обидно.
Фронтовая медсестра:
-Сейчас, солдат, сейчас!
Автор:
Сестра ему сказала
И в первый в жизни раз
Мальчишку целовала
А первый поцелуй
Высоких слов достоин
И, что ни говори,
Он целой жизни стоит
Звучит музыкальная заставка. С.Рахманинов
Ведущий 2.
-15 февраля 1989 года стал днем, когда окончился счет потерям наших солдат и офицеров в Афганистане. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали долгожданных слов: «Я дома».
Руководитель музея предоставляет слово отцу Блохина Сергея – воина-афганца.
Он говорит о том, как проводили сына, как каждый день ждали весточки и служили вместе с сыном.
Далее руководитель музея предоставляет слово Козлову Юрию – бывшему воину-афганцу.
Юрий рассказывает о службе, о том, какими нужно быть молодым людям в настоящее время, вспоминает эпизоды тех дней.
Ведущий 1.
— В декабре 1994 года началась война в Чечне.
-Я только раз видел рукопашный,
Раз наяву и тысячу во сне
Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
В самое пекло боевых действий в Чечне угодил Ребриенко Евгений. Разве знал он, что умереть ему молодым?
Ведущий 2.
-Обыкновенный парень в последнем письме домой маме писал:
«Ну, немножко напишу о себе, что жив и здоров, бог дает. Мама, только одна просьба не переживай за меня, все будет хорошо. Здесь у нас в Грозном тихо, мы стоим здесь для поддержания порядка. Бои идут в Гудермесе, может, слышала по телевизору»
В письме прилагались стихи:
-Шли года, я был солдатом,
Я до конца сумел понять и изучить,
Как дорого и свято
Родной отец, родная мать.
Руководитель музея предоставляет слово брату погибшего в Чечне Ребриенко Евгения.
Александр Ребриенко говорит о Жене как о человеке и видит перед собой долг «жить за двоих на этой земле»
Под гитару парни исполняют песню неизвестного автора «Обычный автобус»
— Обычный автобус и все, как обычно,
Кто спорит о чем-то, кто просто сидит.
И с девушкой рядом, на заднем сиденье,
Обычный парнишка, парнишка сидит.
Одет он был просто: в джинсы, футболку,
Но видно, что парень встречался с бедой.
На вид – двадцать шесть: ничего он не прожил,
Но был этот парень абсолютно седой.
И вот – остановка, и в поступи тяжкой
В автобус заходит старик – ветеран,
И видя, что парень подняться не может,
Старик обозрел и тихонько сказал:
-«Ты, что же, парнишка, подняться не можешь?
Ведь я за тебя в войне воевал.
Ведь я за тебя под пули бросался,
Ведь я за тебя чуть жизнь не отдал».
И все оглянулись, и все посмотрели,
А парень тот медленно, медленно встал,
И тихо сказал он в глаза ветерану:
-«Я тоже отец за тебя воевал».
И парень хромой пошел по салону,
И больше с тех пор я его не видал,
А ветеран опустился на кресло,
Взялся за сердце и зарыдал.
Обычный автобус, и все, как обычно.
Итог мероприятия.
Ведущий 1.
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то,
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью, разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем
Руководитель школьного музея предоставляет слово для выступления специалистам по работе с молодежью администрации Чистовского сельского поселения и по работе с военнообязанными, заведующей ДК. Они говорят о современном состоянии армии, об условиях службы в армии, о том, что односельчане с почетом провожают молодых парней на срочную службу.
Ведуший2
Так уж создан мир на этой земле. Мечтаем мы об одном, а судьба распоряжается по другому. Но при любом повороте событий можно струсить, убежать, спрятаться, а можно с честью и упорством вынести все, что уготовила судьба.
Рефлексия.
Присутствующие объясняют смысл цитат, розданных перед началом композиции.
Представитель Чистовского отделения Агрохолдинга «Восток», специалист по работе с молодежью, специалист по работе с призывниками администрации поселения вручают цветы и подарки приглашенным, организуют чаепитие.